Страна: США
Год: 2022
Режиссёр: Роджер Камбл
И снизу дно, и сверху дно: «Моё прекрасное несчастье»

Она — скрытная и недоступная, прилежная ученица. Он — дерзкий боец и хулиган, меняющий девушек как перчатки. И вот они встретились — и непреодолимая сила потянула их друг к другу. Кажется, где-то мы уже это видели? Примерно сотню раз… Что ж, встречаем сто первый — фильм «Моё прекрасное несчастье». Мария Михайлова посетила премьерный показ фильма в «Мираж Синема» в Санкт-Петербурге и рассказывает, почему картина не соответствует даже своей низкой планке.
Романтические драмы для подростков всегда находились где-то в категории запретного удовольствия у любителей кино. Да, эти слёзы, страдания, вздохи смешат и раздражают, но спустя несколько лет первая часть «Сумерек» уже не кажется провалом, а выглядит, на удивление, неплохим фильмом. Банальную историю про вампиров свежо подали, сгладили пошлость темы хорошей музыкой, сделали приятную цветокоррекцию и разбавили томные взгляды пейзажами. Выходит, то, что когда-то казалось низовьем плохого кино, теперь выглядит вполне адекватным. А тем временем подростковое кино стабильно снижает планку и превращается из попкорна и жвачки в неперевариваемое месиво — и «Моё прекрасное несчастье» стало отличной тому иллюстрацией.

В этом фильме зрителя даже не пытаются зацепить интересным сюжетом — зачем, если лучше всего работает игра на гормональных всплесках? Что может заинтересовать подростка больше, чем запретное влечение «хорошей» и «плохого», чем секс и ревность, чем истерики и признания в чувствах? Эта картина (как, впрочем, и её первоисточник) — не история, а фанфик, где идейным центром становится щекотливость и драма, эмоциональный аттракцион, будоражащий нервы. В «Моём прекрасном несчастье» отказались от смыслов — от доброго и вечного, злободневного и умного. Оставили картонную связку из двух архетипичных подростков, которые просто… любят? Почему?

Скучающий зритель ищет на экране хоть что-то, за что можно уцепиться взглядом. Избитые шутки, диалоги, в тысячный раз повторяющие концепт: «Я тебя не люблю!» — «Нет, я тебя добьюсь!» Смазливые лица, предсказуемые до мимики сцены. Вот, кажется, начинается что-то забавное: долги и казино, криминальные нотки… Но надежда рассеивается, когда главный конфликт фильма разрушается за секунду. Он просто оказывается ложным, все проблемы — фейковыми, а героям снова можно расслабиться и броситься в объятия друг к другу.

Кошмарная пустота сценария и картинки даже не вызывает отвращения — она ужасает. Ужасает потому, что невозможно понять, почему подростковые вкусы, по мнению авторов, так плоски и сексуализированы. Почему в эпоху, когда детская мультипликация и кинематограф играют с подтекстами, обучают, рассуждают, кино young adult откатывается всё дальше от красоты и смыслов? «Моё прекрасное несчастье» — лишь один из примеров романтического фильма, где за романтику принимают похоть, а маргинальные увлечения — за силу и нестандартность характера.

Потому что, к сожалению, невыгодно показывать здоровые отношения адекватных людей, когда можно отснять «натянутые струны» с истериками. А ещё очень лень наполнять сценарий сюжетом и полноценными конфликтами — ведь целевой зритель всё равно приходит в кино не за ними. Так на свет и появляется сто первый фильм про любовь с хулиганом — хуже, чем плохой, — ошеломляюще пустой и пресный. И нас ждут ещё десятки и сотни его клонов. Уж лучше пересмотреть «Сумерки» — там хотя бы в бейсбол играют.




