Автор: Александр Николаенко
Дата публикации: 23.06.2020
Разный до крайности: Джоэл Шумахер

Умер Джоэл Шумахер. Тот, кого называли отвратительным гомосексуалом, автором однодневных триллеров, режиссером, перевравшим историю о Бэтмене. Справедливо ли это? Александр Николаенко рассказывает о чутком, неординарно мыслящем мастере, который умел быть до крайности разным, но всегда оставался востребованным.
Что происходило в первые 40 лет жизни Шумахера – неважно. Учился на дизайнера, работал дизайнером. Заинтересовавшись кинематографом, перебрался в Голливуд, чтобы стать… дизайнером по костюмам. Только в 1981 году состоялся его полноценный режиссерский дебют — «Невероятно усохшая женщина». И сразу провал. Комедия об уменьшающейся в размерах домохозяйке была обругана за сюжетную путаницу. Правда, с этого чёрная полоса в карьере Шумахера только начиналась.
«Невероятно усохшая женщина», «Вашингтонское такси», «Огни святого Эльма» — три проекта начинающего постановщика, разнесенные критикой. Перелом произошел после премьеры «Пропащих ребят». Дерзкой молодежной комедии о байкерах-вампирах. Ключевой особенностью фильма стал дисбаланс между положительными и отрицательными героями. Хорошие парни были блёклыми и неинтересными, плохиши, наоборот, становились кумирами молодежи. Вероятно, «Пропащие ребята» одно из немногих произведений, подготовивших голливудскую киноиндустрию к обаятельным антигероям – Джокеру, Веному, Дэдпулу.
1990-е стали солнечным временем для преуспевающего режиссера. Он доказал, что способен сделать увлекательной даже самую элементарную историю о мужчине, шагающем по городу с дробовиком («С меня хватит!»), превратить гигантский бюджет в еще более гигантские кассовые сборы («Бэтмен навсегда») и даже рискнуть заговорить на социально взрывоопасную тему («Без изъяна» — картина, в которой крутому, но пострадавшему в аварии полицейскому приходится дружить с трансвеститом).
Но, безусловно, самый важный фильм для понимания творчества Шумахера – «Страна тигров», сделанная как будто бы наперекор всем бестактным обвинениям. Не нравится вычурность гаммы? Получите кино практически без цвета. Не впечатляет словоохотливость персонажей? Нате диалоги, в которых каждые 20 секунд звучит слово «fuck». Много глянца? Пожалуйста, останется только грязь. Тогда, 20 лет назад, «Страну тигров» согласилось показывать только 5 кинотеатров. Сегодня, когда мир кинематографа вспоминает Джоэля Шумахера, она будет гореть на миллионах экранов. До свидания, мастер.