Автор: Ольга Одишарова

Дата публикации: 10.10.2025

18+

Светильник разума: куда смотрят люди-маяки

В этом году центральным образом третьего сезона фестиваля стал вымышленный, аллегорический герой — Человек-маяк. Кадры с фрагментами танца Человека-маяка стали лейтмотивом постера и самого смотра в целом. Замысел прекрасен: двигаясь интуитивно и на ощупь, танцующий в темноте рассеивает окружающую его ночь, символично разыскивая новые смыслы и идеи в кино. Вот такое получилось послание человеку — освещая путь, фестиваль пробирается сквозь сумрак и одновременно становится ориентиром для себя и других.

[Фото: пресс-служба фестиваля «Маяк»]

У всех фестивалей актуального кино есть что-то общее, но у каждого из них — свое лицо и характер. Поэтому когда в образе фестиваля такой громкий и символический задел, незамеченным это не остаётся. Люди-маяки — сильнейший образ: это и метафора света в конце тоннеля, и живое исследование кино (вернее, его состояния), и мощный светильник разума, способный проливать свет на что-то настоящее.

Надо уточнить, что этим настоящим на нынешнем МАЯКе стала «мысль семейная» — истории семей счастливых и несчастливых, «каждой по-своему» (привет конкурсам прошлых лет). Участники основного конкурса разбираются в отношениях сыновей, матерей, отцов и дочерей во всех возможных видах и комбинациях, формируя в своем кино межпоколенческий и межпредметный диалог.

[Фото: пресс-служба фестиваля «Маяк»]

В этом году за призы соревнуются 10 фильмов — 5 дебютов и 5 от опытных режиссёров. Среди них — «Огненный мальчик» Нади Михалковой, «На выброс» Константина Бронзита (первый, к слову, в истории фестиваля мультфильм), «Прозрачные земли» Дмитрия Давыдова и «Над вечным покоем» Светланы Проскуриной. В судействе — кинооператор Эдуард Гимпель, режиссёр Наталья Кудряшова, продюсер Сергей Мелькумов и актриса Евгения Громова. Председателем жюри стал Бакур Бакурадзе. К слову, его внеконкурсная лента «Лермонтов» открывала фестиваль.

[Кадр из фильма «Огненный мальчик»]

Вообще, внеконкурсная программа нуждается в особом упоминании. Во-первых, в этом году в неё вошёл фильм-феномен: кино «высшей пробы» «Летят журавли». Две пилотные серии многоэпизодного «Маяка» Или Малаховой в этом спецпоказе — опять же про семейные отношения. Если глобальнее — о выборе, жертвенности и неизбежной трагедии, которая случается там, где друг друга не понимают.

[Кадр из фильма «Летят журавли»]

Ещё один специальный внеконкурсный показ фильма — участник 78-го Каннского кинофестиваля «Новая волна» Ричарда Линклейтера. В российском прокате романтическое и ироничное путешествие, посвящённое шедевру Годара «На последнем дыхании», появится через месяц.

В конкурсе короткометражек 7 историй — от камерных драм до визуальных экспериментов: «Беги, река!» Анастасии Остапенко, «Галлюцинат» Веты Гераськиной, «Животные» Родригу Риберу (международный проект), «Игра в прятки» Амета Савенко, «Колыбель» Антона Веретенникова, «Не открывай глаза» Анны Медниковой и «Складки» Кристины Скакун.

[Кадр из фильма «Новая волна»]
Никто из героев материала пока не признан иностранным агентом и террористом!