Автор: Ольга Одишарова

Дата публикации: 10.10.2025

18+

Свет «Маяка» горит три года: главные темы молодого, но яркого фестиваля

Тот, кто не любит справлять юбилеев, просто не умеет громко кутить по-киношному лихо. И хотя «ламповому» фестивалю «Маяк» совсем не свойственны пышные приемы, мы всё равно отпразднуем. В этом году ему исполнилось три года, и это хороший повод поговорить о природе его обаяния. Повод особенный: в честь крошечного юбилея мы решили рассказать о фильмах, которые за два предыдущих года запомнились нам сильнее остальных.

[Фото: пресс-служба фестиваля «Маяк»]

Самое банальное, что можно сказать о фестивале: это смотр, который продолжает открывать новые имена и напоминать о старых. Ну да — и что в этом плохого? Когда-то благодаря Каннам мир узнал о Тарантино, а на Венецианском кинофестивале случилось громкое появление Звягинцева. На «Маяке» тоже зажигаются звёзды — он потому и светит конкурсантам. В прошлом году громким режиссёрским заявлением стала картина Заки Абдрахмановой, в позапрошлом — Татьяны Рахмановой.

В первый день рождения «Маяка» фурор произвела «Чума» Дмитрия Давыдова, ну а на следующий — внеконкурсная лента (выдающаяся, стоит сказать) Бакура Бакурадзе. У каждого из них своя поэтика восприятия жизни и того, как в ней всё устроено. Может, потому внутри «Маяка» вся драматургия кино условно сосредоточена вокруг одного: показать серьезность (или несерьезность) отношения человека к чему-то важному, которое каждый раз представляется по-иному.

МАЯК 1.0

Кино про уральского поэта

«Рыжий», реж. Семён Серзин | 2023

Итак, мы пишем о Серзине из будущего, уже прекрасно зная, что кино про Борю Рыжего в прокат не выйдет. Но между тем на первом «Маяке» фильму была отведена особая роль — напомнить современникам (а некоторым и впервые рассказать) о поэте, которого в народе считали голосом последнего советского поколения. Серзин сделал старательный байопик о человеке, к которому пришла слава на излёте короткой жизни и «прекрасной» эпохи. Само кино не фиксирует жизнь поэта от рождения и до смерти, но точно подсвечивает, что стихи могут случаться где угодно.

Кино про проблемы родственных связей

«Чума», реж. Дмитрий Давыдов | 2023
В якутском селе одна напротив другой живут две неполные семьи, без матерей. Робкого и безответного Ивана постоянно унижает сосед, дерзкий и самоуверенный Влад. После того как он избивает Ивана на глазах у сына, подросток разочаровывается в отце и зачем-то находит утешение в обидчике. «Чума» — это не просто история, вписанная в особую предметность якутского быта, а скорее концентрация внутренней боли героя (каждого из героев) на квадратный сантиметр пространства. Чувствительная тема.

[Кадр из фильма «Рыжий»]

МАЯК 2.0

Кино о позднем взрослении

«Папа умер в субботу», реж. Зака Абдрахманова | 2024

Айко приезжает в Казахстан на похороны отца, которого считала тираном и с которым не виделась много лет. Там ее встречают новые родственники, и самое странное в их семье — это отношение к мужчине, резко отличное от того, которым до сих пор наполнена Айко. Фильм сделала ученица Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Зака Абдрахманова, и школа чувствуется. Камерная семейная история — слишком личная, а оттого простая, откровенная и нежеманная, без нарочитой красивости. Супергеройское кино о семейных связях. Смотри и наблюдай, как за зимними птицами.

[Кадр из фильма «Чума»]

Кино о решающем выборе

«Кончится лето», реж. Владимир Мункуев и Максим Арбугаев | 2024

Кеша после долгого отсутствия возвращается в родной посёлок, где его ждут отец и младший брат Тима. Кеша вышел из тюрьмы и просто хочет жить. Тиме же всего 17, он мечтает поступить в институт. В моменте всё идёт не по плану — Кеша катится в пропасть и, сам того не желая, тащит брата на дно. Братьев играют Борисова и Хлебникова, дуэт убедительный и сильный. Абсолютно глубокая и талантливейшая история: и леденящая драма, и роуд-муви, и будто чуточку современный вестерн, где с каждым выстрелом хаос становится мощнее. А с ним бесповоротно и меняется реальность. А впереди тоже не радужно.

[Кадр из фильма «Папа умер в субботу»]

Несмотря на то, что темой последнего «Маяка» была непроходящая зима, тема семьи отыгрывается в нём также чётко и точечно. Такая же тенденция придёт в третьем фестивале, об этом мы ещё расскажем; в любом случае сам смотр не заключён в строгие рамки — они нужны ему лишь как каркас для создания более сложного и глубинного мира, который отражает настоящее (хорошее) и актуальное кино.

[Кадр из фильма «Кончится лето»]
Никто из героев материала пока не признан иностранным агентом и террористом!