Страна: Россия
Год: 2021
Режиссёр: Вячеслав Руденко
Питерская кукуха: «Синдром»

Вот наконец и мрачные улицы обшарпанного Петербурга стали декорациями для фильма ужасов: на экраны вышла картина «Синдром». Дворы-колодцы, старые квартиры и не реставрировавшиеся десятилетиями фасады — чем не готовая картинка для мистической истории? Мария Михайлова разбирается, почему неплохой замысел потерпел крах в реализации.
Идея действительно хороша. Гоголевско-достоевский Петербург вполне готов принять в себя современных персонажей, новые истории и саспенс, не меняя при этом своего облика. Добавить к виду города непрекращающийся дождь — и готов визуал для фильма ужасов. И как же грустно осознавать, что в очередной раз работа сценаристов испортила то, что, казалось, испортить невозможно. Ещё печальнее от того факта, что результатом становится не разнузданная фантазия или дикий артхаус (хотя бы веселее было бы), а скучное, топорное подобие фильма «Звонок».

Схожесть начинается уже с музыкальной темы. Похожую стилистику используют многие фильмы, но в случае с «Синдромом» и ритм, и тональность, и сама мелодия очень уж близки к работе Ганса Циммера. Затем в глаза бросаются цвета. В «Звонке» они были болотистыми, водянисто-синими, и это был не просто визуальный ход, а символизм — в фильме главенствует тема воды, её тайн и силы. В «Синдроме» наблюдается такая же стилистика, но она несёт в себе только настроение и никак не связана со сценарием.

Впрочем, сложно хоть как-то оправдать сценарий — ни логически, ни идейно. Заключается он в том, что Петербург потрясает череда странных самоубийств, и никто не может понять, в чём причина. Каждый из умерших перед смертью видел некого «человека в белом», который показывал ему, как тот умрёт. Главный герой — парень Егор, чей отец когда-то расследовал точно такую же череду смертей и пропал. Теперь очередь сына — найти этого «человека в белом» и того, кто за ним стоит. К расследованию парня принуждает героиня, у которой нет ни толковой предыстории, ни раскрытия личности: всё, что мы знаем о ней, — её родители когда-то погибли по той же таинственной причине.

Вот так сумбурно завязавшись, фильм подводит нас к разгадке принципа, по которому действует «человек в белом». Проклятие распространяется на того, кто первым увидел труп предыдущей жертвы, — и передаётся по цепочке. И здесь прослеживается аллюзия на передачу проклятия с помощью зрения, как в «Звонке». Но если зритель рассчитывает, что, как и в фильме про девочку из колодца, он разгадает тайну и проведёт детективное расследование, прежде чем справиться с проклятием, — то его ждёт большое разочарование. В «Синдроме» не объясняют, откуда действительно взялся «человек в белом». Что это — демон, отколовшийся кусок сознания, астральная проекция, сиамский близнец? Непонятно, почему он стремится убивать и почему делает это только посредством самоубийства. Также неясно, зачем он показывает жертве её смерть и почему конкретный человек стал носителем этой сущности до того, как она обрела самостоятельность. Недосказанностей и пробелов в этом фильме так много, что сюжет превращается в картонную, плохо прорисованную картинку, вместо того чтобы быть объёмным, загадочным, интригующим.

Халтура чувствуется в «Синдроме» от и до: кажется, что даже актёры не совсем понимают, что происходит на экране, а потому выражают эмоции то слишком слабо, то гротескно, но просто глупо. Когда у главной героини умирает брат, она устраивает совершенно непонятную сцену: зачем-то раздевается до белья на глазах у растерянного Егора и с пустым взглядом идёт в ванную, где в исподнем принимает ванну. Эта сцена выглядит почти эротично и могла бы быть оправданной в контексте расставания, ссоры или, в крайнем случае, гибели любовника, но никак не брата. А в некоторых эпизодах персонажи просто ведут себя как идиоты: оставляют «проклятых» друзей без присмотра, ведутся на самые очевидные провокации и, конечно же, совершают необдуманные поступки. Это уже привычная стратегия поведения в фильмах ужасов, но оттого она не стала раздражать меньше — всё же хочется смотреть на здоровых людей, а не на безмозглых, нарывающихся на неприятности персонажей.

В совокупности «Синдром» становится не просто избитым, а совершенно поверхностным фильмом с обилием сюжетных дыр, клише и подражаний. Жаль, что именно на Петербург пришёлся этот удар некачественного кино — ведь в кадре то и дело мелькают улицы и панорамы города. Северная столица всё же заслуживает лучшего отношения к себе.




