Страна: Франция
Год: 2023
Режиссёр: Майвенн

Автор: Мария Михайлова
Дата публикации: 21.07.2023
18+

Король… молчит: «Жанна Дюбарри»

«Жанна Дюбарри» стала одной из самых ожидаемых картин лета благодаря долгожданному возвращению Джонни Деппа в кинематограф. Действительно, приятно наконец-то увидеть актёра не в скандальных новостных сводках, а в профессиональной стихии. Как он справился с ролью короля Людовика XV и каким получился французский фильм о знаменитой фаворитке — разбиралась Мария Михайлова.

[Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»]

Жанна Беко, или Дюбарри, — реальная фигура с уникальным прошлым. Благодаря женским чарам она сделала головокружительную карьеру: из модистки-куртизанки превратилась в фаворитку Людовика XV — последнюю и самую опальную. Её ненавидели даже больше, чем Помпадур, хотя Дюбарри была лишена политических амбиций.

Но самые захватывающие события произошли с Жанной уже после смерти короля. Дюбарри прошла через арест и заключение, кровавую смерть ещё одного любимого и, в конце концов, революционную гильотину. Сам момент её смерти кинематографичен и драматичен. Не пытаясь играть в стоицизм и подражать гордой Марии-Антуанетте, Жанна бесчисленное множество раз повторила: «Ещё минутку, господин палач!», стоя на эшафоте. Казни бы не было, будь Дюбарри простой куртизанкой, — но за успех и славу нужно платить, и Жанна отдала самую высокую цену. Возможно, неоправданную.

[Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»]

Зная захватывающую и такую цельную биографию Дюбарри, грустно видеть, что фильм посвящён лишь самому спокойному и роскошному этапу её жизни. Картина рассказывает о возвышении знаменитой фаворитки и её любви к стареющему королю Людовику XV, о дворцовых интригах и версальском этикете, который Жанна нещадно нарушает каждый день. Разрушение нравственных устоев, рассказ про self-made woman — это, конечно, недалеко от исторической правды, но передаёт лишь её малую часть, ту самую, которая важна в современной культурной повестке.

[Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»]

Пытаясь превратить многогранную историю Дюбарри в авторское высказывание, Майвенн (режиссёр и исполнительница главной роли) добивается эффекта «богатые тоже плачут». Реально ли проникнуться сочувствием к героине, которая купается в роскоши, зарабатывает на жизнь соблазнением и становится королевской музой? Можно с лёгкой завистью посмотреть на роскошно костюмированную картинку (в которой куда больше внимания к деталям, чем в сценарии), можно помечтать о жизни, когда единственной проблемой становятся косые взгляды. Но искренне расстроиться, что эпатажную и расчётливую девушку обижают придворные негодяи?

[Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»]

Попытка выкинуть из фильма всё лишнее упрощает и «холодит» его. Возможно, на зрителя куда сильнее подействовала бы сцена казни — вот где можно было бы поговорить о несправедливой опале и незавидной женской доле. Но вместо этого нас заставляют смотреть на воркование Майвенн с практически ещё одним предметом роскошного интерьера — Джонни Деппом. Вероятно, актёру не давали много реплик, чтобы ему было легче сниматься во французском кино. Иначе как объяснить его постоянное молчание, замаскированное под царственную мудрость? Но использовать такую уловку в работе с опытным актёром, имеющим за плечами французский брак, — непрофессионально и даже странно.

[Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»]

Здесь молчание Деппа не нагружено смыслом, как в «Мертвеце». Нет здесь и каламбурного веселья Джека Воробья — это противоречило бы тону картины. Словом, нет ни одной причины появления Джонни именно в этом кино: роль почти безликого короля мог сыграть любой другой. В сочетании с общей серостью и пустотой фильма неудивительно чувство, что знаменитого актёра пригласили в него только для пиар-функции.

[Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»]

Есть, впрочем, у «Жанны Дюбарри» и достоинство: её легко смотреть. Картина хорошо отвлекает от своего содержания красочностью и неспешным ритмом повествования — как роскошный наряд в сочетании с изящными манерами может отвлечь собеседника от глупости говорящего. Но вряд ли можно обмануть зрителя надолго: к середине фильма он уже разглядит, что за претенциозной обложкой — непримечательный романтический фильм, который, в попытке стать оригинальным, опирается на реальную историческую фигуру как на костыль.

[Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»]
Никто из героев материала пока не признан иностранным агентом и террористом!