Страна: Россия
Год: 2025
Режиссер: Алексей Ворошень
Подслушанный разговор: «Жизнь, как она есть. Питер.»

Иногда рассказывать хочется не только о «профессиональном» кино, но и о тех фильмах, которые не попадают в прокат и создаются исключительно на энтузиазме. Мария Михайлова постаралась подобрать слова для картины «Жизнь, как она есть. Питер.», который (по крайней мере, пока) можно увидеть только на редких показах в собственно Питере.
Малобюджетное, почти любительское кино сложно оценивать, потому что привычные критерии здесь неприменимы. Когда в целях стоит не покорение индустрии, не ощутимый вклад в историю кино, а только желание поделиться, не хочется придираться к качеству исполнения. Зато намного больше внимания устремлено на саму идею и режиссерские наблюдения. Какую тему в своем летнем фильме про Петербург захотел рассмотреть Алексей Ворошень? Пожалуй, «о чем говорят мужчины». И женщины. И пары. И вообще все те случайные прохожие, чьи разговоры хочется подслушать, гуляя по теплому летнему городу.

Картина состоит из пяти историй, объединенных не только Петербургом, но и потоком тем, перетекающих из одной в другую, часто цикличных. Друзья болтают о трудностях отношений, влюбленные рассуждают о понятии свобода, одиночки либо ищут, с кем бы эту свободу разделить, либо просто наслаждаются ей.

Пожалуй, лучшая режиссерская находка этого незамысловатого кино – псевдодокументалистика. В фильме снялись профессиональные актеры, умеющие держаться перед камерой и говорить так, чтобы их было интересно слушать. При этом детально прописанного сценария у диалогов не было, только наброски тем для рассуждений. Благодаря этому и еще тому, что все герои хорошо знали друг друга за кадром, картине удается создать практически неподдельный эффект подслушанного разговора. Непростой результат, для которого нужны не столько знания и средства, сколько удачные обстоятельства, правильные знакомства и общее настроение у всех участников съемок. Получился искренний и понятный междусобойчик, от которого хочется улыбнуться – как будто друг детства решил вдруг снять кино: просто так, ни для чего великого.

Камерность и наивность фильма, впрочем, не спасают его от фатальных технических ошибок. Откровенно плохо записанный звук, сомнительные ракурсы и неудобная для глаза съемка с рук, не всегда удачные монтажные склейки – все это как будто ожидаемо для такого кино, но все равно расстраивает. В подобных работах идея явно превалирует над формой, но уважение к зрителю – важная и требовательная составляющая.

«Жизнь, как она есть. Питер.» в глобальном смысле не фильм, а зарисовка, едва законченный набросок. Можно долго его рассматривать и мечтать о переозвучке, о более продуманной драматургии, о цельности и вообще – о доработке. А можно получить эмоцию, подумать о лете, вспомнить, что до него осталось каких-то 3 месяца и пойти дальше. В конце концов, это кино само по себе как подслушанный разговор: улыбнулся и тут же забыл.