Страна: Франция
Год: 2022
Режиссёр: Сильвен Деклу
Убийством карьеру не испортишь: «Идеальная ложь»

Если твой любимый человек вдруг совершил убийство, можно поступить по-разному: помочь, скрыть преступление или… использовать компромат в собственных целях. О том, какой путь выбрала молодая французская пара, рассказывает фильм «Идеальная ложь». А Мария Михайлова разбирается, чем захватывает и удерживает внимание эта картина с лёгкой интригой и несложным сюжетом.
«Идеальная ложь» действительно не событийное кино. Оно даже банально: пара начинающих, амбициозных политиков попадает в передрягу, и девушка случайно убивает человека. Что делать? Они решают всё скрыть. После этого их совместной жизни приходит конец: оба с годами делают головокружительную карьеру и вдруг встречаются по разные стороны политических баррикад. Припомнив пару похожих фильмов, можно без труда догадаться, по какому руслу пойдут дальнейшие события. Можно даже предугадать концовку, но отрываться от экрана отчего-то не хочется. Почему?

Наверное, потому, что «Идеальная ложь» берёт не новизной, а качеством. Это тот случай, когда внутренний саспенс компенсирует вялость повествования. Выбор избитого мотива — почти провокация: «Смотрите, как много можно сделать на такой простой теме!» И действительно, картина снята добротно и по уму — настолько, что от ощущения дежавю легко отмахнуться.

Первую и главную роль в создании такого впечатления сыграли психологические портреты персонажей. Их глубина и проработка позволяют отойти от привычных шаблонов и ускользнуть от концепции «протагонист — антагонист». Почти все характеры в фильме серые — но в смысле морали, а не безликости, — что позволяет немного поиграть со зрителем. Так, в завязке фильма подкупают искренность и живой ум Мадлен, её пробивной характер — и сила привычки заставляет отдать ей роль «хорошего главного героя». Но розовые очки быстро спадают. Когда героиня встречается с отцом, наружу выходят эгоизм, резкость, циничность. Эти противоречия сыграны Ребеккой Мардер так, что зритель теряется: а стоит ли сочувствовать героине? Точного ответа нет — и именно это заставляет смотреть фильм дальше, игнорируя сюжетную простоту.

Чуть более однозначным на экране предстаёт Антуан — возлюбленный Мадлен. Он трусоват, избалован и мстителен. И всё-таки не карикатурен. Бенжамен Лаверн, недавно показавший себя в «Жанне Дюбарри», здесь работает интереснее и тоньше. За не такое уж большое экранное время (всё-таки основное внимание отдано Мадлен) он успевает вызвать к своему персонажу и жалость, и отвращение, и сочувствие. И заставляет задуматься — а так ли уж сам зритель далёк от этого неприятного типажа?

Конечно, политическая подтема фильма не просто так становится фоном происходящего. «Подковёрные» игры, амбиции и лозунги отлично подсвечивают пороки героев. Оба они выбрали левое движение и продвигают идеи защиты рабочих. Но высокое происхождение Антуана не вяжется с его пролетарскими взглядами и потому отдаёт фальшью. А Мадлен, проповедующая социальную ответственность, сама ей не следует, скрывая улики собственного преступления. Кажется, в обоих героях в равной степени развито лицемерие.

Если бы не блестящая актёрская игра, не неочевидность мотивов и характеров, этот фильм мог бы стать высказыванием о том, как игры в политику портят людей. Но, к счастью, картина избегает назидательного тона и предоставляет зрителю возможность сделать выводы самостоятельно. Чтобы можно было совместить размышление и наблюдение за развитием событий, здесь выбран спокойный темп — никаких скачущих сцен и обрывистых диалогов. Напряжение нарастает медленно. Впрочем, иногда слишком медленно: обилие информации о работе партий, цифр и терминов путает и снижает градус эмоций. Чтобы разобраться в хитросплетениях политической игры, приходится отвлекаться от основного конфликта и погружаться в новый. Создаётся впечатление, что эту часть диалогов писал не сценарист, а уставший политолог, для которого формализм важнее смысла — даже если зритель ничего не поймёт.

С детализацией у картины вообще сложились интересные отношения. Отчасти в этих нюансах много занудства и пустоты, но добрая половина снята толково и стильно. Здесь нашлось место и маленькому чеховскому ружью, и типичным моментам, которых с нетерпением ждёшь даже в самом «негедонистичном» французском фильме. Всё-таки это приятная дань традициям: разговоры за едой и вином, анекдот про панаше — пиво с лимонадом, бесконечное курение вопреки моде на здоровый образ жизни. В этих деталях много жизни и человечности — того самого, что выделяет французский кинематограф.

«Идеальная ложь» — не идеальный фильм. Он не новаторский, не амбициозный и даже не слишком актуальный. Но добротный и качественный, сделанный с уважением к зрителю. Иногда — вот как сейчас — этого вполне достаточно, чтобы получить удовольствие и материал для размышлений.




