Страна: Россия
Год: 2022
Режиссёр: Никита Владимиров

Автор: Мария Михайлова
Дата публикации: 18.04.2022
18+

Бей вора: «Родители строгого режима»

Как жить, если твой сын — вор? Можно ли перевоспитать взрослого человека? И можно ли на эту тему снять хорошее кино? Мария Михайлова рассказывает о фильме «Родители строгого режима» с Алисой Фрейндлих в одной из главных ролей.

[Кадр из фильма «Родители строгого режима»]

Борис Литвин — тот самый стереотипный мэр, продавший своим амбициям душу и город. Он нещадно ворует, и об этом хорошо известно всем — в том числе и его родителям. Отчаявшись, они решаются на крайние меры воспитания: буквально похищают сына, запирают его в комнате за железными прутьями и пытаются — кнутом, пряником и нравоучениями — изменить своего непутёвого ребёнка.

Эту картину сложно назвать комедией, хотя, конечно, она выстроена по законам жанра. И тут есть две причины. Во-первых, в фильме много серьёзных и даже грустных моментов, сложных тем, рассуждений. Во-вторых, юмор здесь совершенно не смешной, а местами чуть ли не «чаплиновский»: например, нам предлагают посмеяться над тем, как старики бьют главного героя электрошокером или стреляют в него солью из ружья. Если первая причина никак не портит картину, то вторая рушит всю магию, которая складывается из отличной актёрской игры, интересного сценария и неплохого антуража. Грустно, что при всех прочих достоинствах одни и те же ошибки допускаются в отечественных комедиях раз за разом, год за годом.

[Кадр из фильма «Родители строгого режима»]

Если отвлечься от неудачного юмора и сосредоточиться на посыле истории, на первый взгляд всё кажется просто: зрителя ждёт игра на несоответствии (родители пытаются воспитать взрослого ребёнка) и на стереотипах (мэр — хапуга, старики с устаревшими взглядами, все остальные либо глупы, либо равнодушны). Но здесь всё не так однозначно — режиссёр действительно старается вскрыть интересные и важные темы.

[Кадр из фильма «Родители строгого режима»]

Например, кто прав — ребёнок, который хочет взять от жизни всё и быть лучшим, как его учили в детстве, или родители, которыми движет не только честность, но и хорошо знакомый взгляд на мир: «перед людьми стыдно»? А как насчёт ситуации, где один партнёр подавляет другого и не даёт ему свободы выбора? Именно так ведёт себя властная и дерзкая мать семейства. И, в конце концов, действенны ли шантаж, угрозы и сила, применённые к родному человеку? В фильме эти методы используют по обе стороны баррикад, а их результат показан очевидно и просто. Но, возможно, стоило вовсе отказаться от комедийного формата — тогда вместо банальных гэгов зритель получил бы нечто более мудрое и качественное.

[Кадр из фильма «Родители строгого режима»]

Есть в фильме и ещё одна очевидная ошибка — попытка уместить в одно кино сразу всё. Ещё раз срабатывает стереотип о том, что такая проблема свойственна молодым режиссёрам. Как будто Никита Владимиров боялся не успеть, что-то упустить и не раскрыть тему полностью. В картине смешались и взаимная токсичность, и проблемы поколений, и детские травмы, и повреждённая модель отношений отца и матери. В итоге зритель видит попытку сказать абсолютно всё об отцах и детях в рамках одного фильма — что, конечно, невозможно.

[Кадр из фильма «Родители строгого режима»]

Добавив к своей работе лёгкий комедийный формат, режиссёр получил нечто эклектичное и не слишком внятное, хотя местами — умное, дельное и оригинальное. Так и хочется провести здесь работу над ошибками, но остаётся только увидеть то, что уже получилось. Хочется надеяться, что зритель сумеет выделить в «Родителях строгого режима» всё самое удачное и унести это с собой.

[Кадр из фильма «Родители строгого режима»]
Никто из героев материала пока не признан иностранным агентом и террористом!